Самостоятельный вылет

12 июня 2009 года, в День России, я совершил свой первый самостоятельный вылет на самолете Cessna 172. И написал вот этот текст, кажущийся мне теперь несколько наивным, тем не менее, выкладываю его таким, каким он был написан. Прошу не судить строго, эмоции меня тогда действительно переполняли (чего я и вам искренне желаю!).

«Впечатления неоднозначные. С одной стороны, «летчик цел — полет удался». С другой стороны, я прочно уверился во мнении, что случается обычно самое невероятное из событий. Не помню уж, кто это сказал, Мерфи или Паркинсон.

Слетали контрольку с инструктором, он мне, как положено, чтобы курсант не успел испугаться, неожиданно заявляет: «Лети!» Высадился он на перроне — и на вышку. А я сижу, значит, йогой занимаюсь, пульс успокаиваю. Собрался, запросил предварительный, разрешили — занял предварительный, все проверил чинно, по карте. Разрешили исполнительный — порулил на старт. Развернулся, карту прочитал, доложил, услышал: «Взлет разрешаю!» Даже не забыл запустить часы. Разбежался и полетел…

Лечу, клювом не щелкаю, работаю… Примерный курсант, в общем. Докладываю бодрым голосом (чтобы инструктор не нервничал на земле). Выхожу на посадочную прямую — и тут что-то меня отвлекло… А, помню, доложил посадку, а инструктор по радио предложил мне конвеер полетать. Я радостно согласился и, как выяснилось, зря… Пока мы мило пообщались, параметры разошлись и я подошел к земле слишком высоко. Скорость в норме, но наметился перелет, я спокойно выполнил конвейер ближе к концу полосы и ушел на второй круг. Набираю высоту и вижу… ЖОПУ. Но еще не понимаю, что это ОНА. Между вторым и третьим разворотом какое-то облако. Я, лох педальный, принял это за облако. Ну а когда я к нему подошел вплотную, было уже поздно пить боржоми. Это был дождевой заряд, ливень. Я впервые увидел ливень с высоты птичьего полета. Бедные птички, мля…

Короче, я попался. Ну, почти. Решил идти самым краем. Стекло залито водой, но под левым крылом вижу зону аэродрома. Держу параметры и молюсь, чтобы в том же дожде не бултыхался еще какой-нибудь наш самолет… Обошлось, по счастью. Горжусь с собой — сообразил включить подогрев… Наконец, третий разворот, пока готовлюсь к заходу видимость нормальная, лечу от дождя. Затем четвертый, и на прямой я понимаю, что дождь идет точно на аэродром, причем быстрее меня… Уже перед самой землей стекло опять залило водой, и я хоть и видел полосу, но оценить вертикальное расстояние до нее уже не мог. Надо было сразу уходить на второй, но я сглупил, решил попробовать сесть. Сесть, естественно, не вышло, но каким-то чудом я не потерял скорости и хоть и трахнулся об полосу, но не сильно (зубы не щелкнули). Дальше был, естественно, «козел», которого я смог удержать от прогрессии, но сесть уже было нереально. Наушники голосом диспетчера вкрадчиво сказали: «Уходи на второй». Я не заставил себя уговаривать.

Выполнил третий круг — и дождя нет. Вообще нет! Ну почему?! Почему он не мог подождать ровно 5 минут? Блин…

Третью, крайнюю, посадку выполнил красиво, мягко, часы выключил, доложил посадку, освобождение — все как на параде. Зарулил, запарковался, выключился. Вылез… Ершов писал, что у летчиков спина мокрая после такого. Это у опытных… А у неопытных сухого — только очки на носу…

Уф… Осмотрелся… Самолет цел!!! Абсолютно цел! Весь! Цессна — форева! Что называется, «Спаси Бог вас, лошадки, что целым иду…» (с) Владимир Семенович

В общем, ощущения спорные, но незабываемые. На аэродроме сказали, что раз на самостоятельном так попал, то дальше все будет супер. Типа, в дождь уезжать хорошо, а уж вылетать — ваще отлично. Очень на то надеюсь».

Анализируя произошедшее, я не могу не признать, что главной проблемой для меня явилось неожиданное изменение метеорологической обстановки, к которому я был не готов морально. Все мои силы ушли на выполнение полета, ни на что другое их уже не осталось, поэтому я действовал слишком пассивно, следуя отработанной схеме. Если бы в этот момент я вспомнил классический мем «Aviate. Navigate. Communicate», то не просто пилотировал бы самолет, стараясь не потерять аэродром из виду (с чем я успешно справился), но еще и доложил бы обстановку диспетчеру, который, скорее всего, дал бы мне указание выполнить несколько виражей в стороне от дождя или подсказал бы временно воздержаться от посадки и выполнить проход над аэродромом.

UPDATE Oct/2013. Мой инструктор, непрерывно следивший за мной с вышки, утверждает: то, что я принял за «козел», на самом деле было лишь «касанием с отходом». Так как самолет подошел к земле в более-менее правильном посадочном положении, и я не пытался его «досадить» носом в землю, то грубого удара о полосу носовой стойкой не произошло. Но вертикальная скорость на выравнивании все равно была слишком велика. Вдобавок, касание произошло с большим перелетом вследствие превышения воздушной скорости на прямой (когда я пытался обогнать ливень).

Но самая большая ошибка, которую я допустил, является классической и заключается в том, что психологически настроившись на посадку «любой ценой», я не начал уход на второй круг вовремя, когда стало очевидно, что полосы я не вижу. В свое оправдание могу сказать, что на этом попадались и настоящие зубры, летчики с тысячами часов налета. Тем не менее, сделайте выводы для себя: если посадка очевидно не задалась — сразу взлетный режим. СРАЗУ. Не думайте о том, как вам будет стыдно, если вы не сели с первого раза. Думайте о том, как будет стыдно, если вы с первого раза сломаете самолет.

Еще раз: пока в баках есть бензин, двигатель исправно работает и видимость достаточна для визуального полета, у вас полно времени для того, чтобы летать кругами. Летать и искать лучший и безопасный способ закончить полет. Вот и летайте. Успокойтесь, думайте, говорите с землей, с другими самолетами, в конце концов, подберите другую площадку для посадки. Топливо есть? Значит и время есть.

Для наглядности, вот что случается, если вовремя не признать, что заход не удался, и не уйти на второй круг:

или даже вот что:

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники