Необходимо выработать правильное отношение к осмотру самолета перед вылетом. Это вовсе не формальность. Признаки многих неисправностей можно обнаружить на земле и либо отменить вылет до их устранения, либо, чего греха таить, полететь с ними, но иметь в голове четкий план действий на случай их развития.
Чего точно нельзя делать при осмотре, так это торопиться. Даже если от холода и ветра зуб на зуб не попадает. И надо не тупо водить глазами по элементам конструкции, а «смотреть и видеть». Это, ей богу, не так просто: когда на морозе или под дождем смотришь на одни и те же железяки, как-то перестаешь замечать мелкие неисправности. :) Мне помогает такой способ: я, осматривая матчасть, каждый раз с любопытством изучаю конструкцию самолета, пытаюсь понять, как же это работает, что за что тянет, что куда двигается, убирается, включается и т.п. Параллельно я ласково глажу заклепки на швах, защелки капота, перкалевую обшивку. Пусть окружающие думают, что я спятил, а я просто общаюсь с самолетом, на котором мне предстоит лететь. И масса открутившихся саморезов почему-то остается только в моих руках. Однажды в Канаде я даже обнаружил полностью сгоревший при запуске воздушный фильтр у Cessna-150. Самолет, как потом оказалось, совершил несколько вылетов с текущим карбюратором и отсутствующим фильтром до того, как я это обнаружил, придя на свой вылет. Все потому, что ни курсанты, ни инструктор не осматривали самолет действительно внимательно, «с интересом к его проблемам». Самолет, наверное, им бы тоже пожаловался, да все они были заняты чем-то другим. Вдобавок, они не осматривали самолет после вылета, поэтому было невозможно установить, в каком именно из 3-4 полетов произошла неисправность. А неисправность-то была нешуточная, вокруг фильтра даже краска капота обгорела. Суровая предпосылка к пожару в полете.
С чего же надо начинать осмотр? Порядок осмотра указан в РЛЭ, он разный для разных самолетов. Цессна и Яковлев «обходятся» (walk around) в противоположных направлениях: Цессна против часовой стрелки, т.е. от левого крыла через хвост к правому, а Як-18T наоборот. Но самая первая операция, которая делается на всех самолетах, «национальных отличий» не имеет. Эта операция — ПРОВЕРКА ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ МАГНЕТО И АККУМУЛЯТОРА. «Зарубите себе на носу» — очень меткое выражение. По-английски лопасть пропеллера тоже очень правильно называется: propeller blade, то есть «лезвие». Это неспроста. Да и слово «лопасть» очень созвучно «лопать», то есть жрать. Сожрет в доли секунды, будьте уверены.
Трагическая смерть очень доброго и светлого человека, Сергея Кошлова, будет вечно напоминать мне и моим товарищам из Северки о необходимости относиться к пропеллеру как к заряженному оружию. И всем, кто это читает, пусть эта информация сохранит жизнь и здоровье. Помните, что пропеллер двигателя в 360 л.с. без труда отрубает ногу, это страшная сила. Запомните и строго выполняте несколько правил:
1. Не стойте в плоскости винта при старте, чтобы не получить отлетевшим камешком или болтом в лоб.
2. Не просовывайте без надобности руки, голову и прочие части тела между лопастями при осмотре самолета, а если это необходимо для осмотра или ремонта, убедитесь, что не только магнето выключено, но и в кабине никого нет. Мало ли что у человека на уме.
3. Не прикасайтесь к лопастям просто так, для прикола. Только для осмотра их состояния или если действительно нужно прокрутить двигатель (и только если он холодный!).
4. Не стесняйтесь кричать «От винта!» (по-английски «Clear!»), даже если вы одни на аэродроме.
5. Не запускайте двигатель, если прямо перед самолетом кто-то стоит или едет, дождитесь, пока путь вперед будет свободен. Тогда, если самолет не удержится на тормозах, вы успеете выключить магнето.
Подойдя к самолету СЗАДИ, сразу откройте дверь и проверьте, что с магнето и батареей. Если у самолета есть ключи, не вставляйте их в замок магнето, повесьте их на какую-нибудь из вращающихся кремальер приборов или уберите в карман. Если ключа нет (как на Яках), тогда лично убедитесь, что селектор магнето стоит в положении НОЛЬ, АЗС батареи и генератора выключены, воздушный кран закрыт и помолитесь про себя. Потом можно идти осматривать самолет.
Что касается самого осмотра, то он, как я уже говорил, обычно хорошо расписан в РЛЭ. Могу лишь поделиться некоторыми дополнительными хитростями.
1. Полезно похлопать по обшивке в районе брюха, ближе к хвосту. Если там что-то валяется, типа отвертки, то оно «отзовется». Валяться там ничего не должно — там идет проводка рулей.
2. Вручную отклоняя элероны на крыле, посмотрите, в какую сторону отклоняются штурвалы в кабине. Надо убедиться, что проводка элеронов не перепутана, иногда так бывает после ремонта самолета и это крайне опасно.
3. Если «поцеловать взасос» датчик сваливания на левом крыле Цессны, то даже на выключенном самолете зазвучит сирена сигнализации срыва. Только надо не дуть, а именно всасывать воздух в себя. Иначе эту пневматическую сигнализацию никак не проверишь.
4. Для проверки накачки амортизатора носовой стойки на Цессне можно покачать самолет вверх-вниз за кок винта или, лучше, за корневые части лопастей. Помним про проверку магнето.
5. Можно покачать крыло за законцовку (на Яке). Если болтается и стучит, значит узлы крепления разболтаны.
6. Тросовая проводка триммера на Яке очень тонкая, и иногда трос пушится, это видно в районе «пересечения» руля высоты и направления, слева по полету. Там такая катушка с тросом. Лучше за ней послеживать.
7. Проплешины на колесах бывают совершенно с неожиданных сторон. Внимательно смотрим на состояние пневматиков основных стоек.
Вообще, приступая к осмотру, можно поспорить с самим собой, что найдешь минимум один недостаток, который не заметили до тебя. Этот внутренний спор стимулирует искать действительно как следует. Протертый пневмошланг, текущий тормозной цилиндр, выкрутившийся саморез или «дзус», сильно замасленное брюхо, трещины в пластике, вырванный гак из хвоста Цессны — что-нибудь обязательно найдется. Обязательно покажите это инструктору, он оценит серьезность этой неисправности и серьезность вас, как курсанта, так внимательно относящегося к предполетному осмотру вверенного ему самолета.