Человеческая психология — материя тонкая и эфемерная. Но поскольку летчик — это человек, да еще работающий в условиях стресса, рассмотрению психологических аспектов пилотирования посвящаются серьезные научные фолианты. Не меньшую роль психология играет в обучении и педагогике. А уж в летном обучении без нее вообще не обойтись: здесь один человек, находящийся в состоянии стресса, учит другого, находящегося в состоянии жуткого стресса. Как говорится, enjoy!
Начинающему летное обучение, как мне кажется, важно понимать следующее:
1. Каждый летчик — это всегда Личность, причем всегда сложная. Два летчика в кабине — две сложные личности. Надо научиться адаптироваться к особенностям сложной личности хотя бы на время полета. Это самое трудное, но это необходимо. Нужно постоянно контролировать свои эмоции и гасить раздражение, вызываемое этими самыми «особенностями» коллеги. Это касается и инструктора, и курсанта, и вашего co-pilot’a, с которым когда-нибудь вам предстоит лететь. Неприязнь, гордость, обида, злость — все это терпит до посадки, да и на земле их лучше «заземлить» на что-нибудь другое. Надо беречь друг друга и принимать друг друга такими, как есть — летчиков мало, и особенно выбирать не приходится.
2. В силу индивидуальных особенностей организации нервной системы люди усваивают информацию с различной скоростью. То же относится к закреплению новых, сложных навыков. Конечно, всем известны примеры исключительно быстрой обучаемости. Например, утверждается, что Валерия Дмитриевна Хомякова, воевавшая во время войны в составе прославленного 586-го женского истребительного авиационного полка ПВО, была выпущена в самостоятельный полет на истребителе Як-1 после 52-минутного полета с инструктором. Немногие люди способны на такое.
С другой стороны, «тугодумы» или slow-starters (к числу которых относится и автор этих строк) имеют хорошее оправдание: проигрывая в скорости усвоения материала, они часто выигрывают в качестве закрепленных знаний. Это естественно — ведь им требуется большее количество повторений и упражнений для достижения того же результата. Твердо закрепленные знания и навыки меньше разрушаются с течением времени, поэтому, в долгосрочном плане, трудолюбивые «тугодумы» показывают более стабильные результаты.
Парадоксально, но более низкая скорость усвоения информации бывает обусловлена не «тормознутостью» курсанта, а более сложным процессом его мыслительной деятельности. Человек тщательнее обдумывает поступающую информацию, пытается досконально в ней разобраться и встроить в имеющуюся у него систему знаний. Внешне он может выглядеть как полнейший «тормоз», хотя это и не имеет отношения к действительности.
Напротив, fast-starters требуют повышенного внимания со стороны инструкторов, особенно перед выпуском в самостоятельные полеты. Поскольку отработка упражнений с ними бывает сравнительно недолгой, а важная информация имеет свойство «в одно ухо влетать и в другое вылетать», то деградация ранее закрепленных навыков может оказаться полнейшей неожиданностью.
Короче говоря, если вы обучаетесь слишком быстро, то пускай это будет заботой вашего инструктора. :) Но если медленно, то прекратите рефлексировать на эту тему. Не опускайте руки, терпеливо занимайтесь, побольше летайте, анализируйте свои ошибки. Если что-то не получается — назначьте это своим «Врагом номер 1» и победите его. Так, со временем, вы станете самым лучшим специалистом по этой конкретной проблеме, и к вам, возможно, даже начнут обращаться за советом.
3. Доказано, что курсанты, в зависимости от психотипа, по разному реагируют на «воспитательные меры», применяемые инструкторами. У людей с высоким порогом/уровнем конфликтности (это такой специальный термин) даже откровенное хамство и мат могут не вызывать никаких проблем — они просто не принимают такие мелочи близко к сердцу. У людей с низким уровнем конфликтности, да еще, не дай бог, меланхоликов, даже небольшое замечание может вызвать ощущение жизненной трагедии и запустить процесс торможения нервных центров мозга, занятых пилотированием, что на некоторое время сделает дальнейшее обучение неэффективным или даже невозможным.
4. Хорошие и опытные инструктора прекрасно знают о разных психотипах курсантов. При этом они говорят, что хотя к некоторым действительно нельзя применять «жесткие методы воздействия», в то же время есть и такие дятлы, с которыми вообще бесполезно говорить человеческим языком. Наоборот, надо непрерывно орать, причем, желательно, матом. В обоих случаях, из учеников могут получиться неплохие летчики. Главное — не сломать первых и не дать расслабиться вторым. В этом великое искусство инструктора. Ищите тех инструкторов, которые исповедуют дифференцированный подход. Пробуйте разных, пока не найдете того, кто вам нужен. Не пожалеете.
5. Темп обучения должен быть стабильным, но неспешным. Так устроены наши мозги: для нормального усвоения информации и выработки сложных рефлексов нервным центрам мозга нужен отдых, причем отдых длительный. Не пытайтесь научиться летать за три дня, летая по 4 часа в день. Эффективными будут максимум 40 минут, все остальное будет бессмысленной тратой денег и, скорее всего, весьма небезопасным занятием. Наберитесь терпения. Иногда даже после сравнительно большого перерыва у вас вдруг начнет получаться то, что не получалось в тренировочных полетах. Более того, бывает, что при интенсивных тренировках что-то конкретное получается все хуже и хуже — это явный признак «заклина». Остановитесь. Забудьте об этой конкретной проблеме на некоторое время, и все получится само собой через недельку. В противном случае вы только закрепите свои ошибки многократными повторениями. Терпение — ваш союзник.
В то же время, большие перерывы в полетах очень нехороши. Первый взлет начинающего курсанта после 2-3 месячного перерыва откровенно опасен. Обязательно напомните инструктору, что у вас был большой перерыв, пусть будет настороже. И, опять же, не самоедствуйте после полета, выполненного после большого перерыва. Все ваши ошибки не так глупы, как вам кажется. Это просто естественная потеря сложного навыка. По-английски это называется «to get rusty» — буквально, «ржаветь». Все нормально, нужно лишь возобновить регулярные полеты, и уже через два-три занятия все придет в норму.
Отмечу, что поначалу нет никакого смысла летать более 40 минут в день по кругам (маршрут может быть и подольше, там нагрузка несколько меньше). В идеале (при интенсивном обучении), нужно летать практически ежедневно, тогда навыки пилотирования быстро улучшаются, что становится заметно даже самому курсанту. На практике так часто летать удается лишь немногим. Постарайтесь летать хотя бы один 1 раз в неделю — это разумный минимум. При еще более редких тренировках обучение потеряет эффективность.
Ну и для поднятия настроения — отличная песня Вадима Захарова «Инструктор».