Итак, «земноводное» побеждено, деньги оторваны от семейного бюджета и, набравшись храбрости, вы приехали в какой-нибудь аэроклуб, чтобы совершить первый в жизни полет за штурвалом самолета. Во-первых, действуйте размеренно, не спешите, насладитесь самим моментом! Во-вторых, не стоит смотреть на завсегдатаев аэроклуба как на небожителей — они, в большинстве своем, ими не являются. А главное, не стоит нервничать от того, что вы не справитесь. Ибо вы в любом случае не справитесь. Примите это как данность и относитесь к этому с юмором. Не думайте о том, как вы выглядите в глазах инструктора — поверьте, меньше всего он ждет от вас прирожденного летного мастерства. Единственное, что он от вас ждет, так это невольной подлянки, которую вы можете ему подкинуть в самый неподходящий момент.
Есть такой анекдот в тему:
— Доктор, мне кажется, что меня все время хотят убить.
— Да? А кем Вы работаете?
— Летным инструктором…
Вы ничего не можете с этим сделать. Такова уж специфика работы инструктора: немедленное исправление ошибок, допущенных курсантом. На моей совести, как минимум, две таких ошибки, которые, не будучи молниеносно исправлены опытными инструкторами, могли бы привести к весьма серьезным последствиям. Как-нибудь я напишу об этом, а пока вернемся к тому, что нас ждет в самом первом полете.
Под руководством инструктора вы учитесь выполнять рутинные процедуры на земле: самолет осмотрен, прочитана карта перед запуском, мотор запущен и опробован, запрошено разрешение на руление. С грехом пополам это самое руление выполнено (что, как вам кажется, уже отняло большую часть ваших жизненных сил) и теперь, наконец, вы готовитесь к взлету на исполнительном старте. И вот, вот он, тот самый счастливый момент! Вы слышите в наушниках заветное «Взлет разрешаю!» и инструктор разрешает вам дать взлетный режим. Самолет начинает разбег и… вы понимаете, что больше ничего не понимаете. А главное, абсолютно не успеваете реагировать на происходящее.
Ваша первая проблема — удержать самолет на оси ВПП. После дачи взлетного режима он, под действием нескольких физических и аэродинамических эффектов, обусловленных вращением воздушного винта, норовит уйти с этой оси в сторону. Если вы опытный водитель, то в этот момент, с вероятностью 99% вы инстинктивно начнете «рулить» штурвалом, как рулем автомобиля. Пока вы будете удивляться, что случилось с вашим «рулевым управлением», вы укатитесь довольно далеко в сторону от оси, за что, скорее всего, получите взбучку от инструктора. Эта взбучка отвлечет вас от многих других важных вещей, за отвлечение от которых вы получите еще целую серию взбучек. :)
Самостоятельно исправив педалями уход с оси, инструктор тут же напомнит вам про необходимость следить за указателем скорости. Вы, конечно, знали об этом и раньше, и готовились изящно потянуть штурвал на себя, когда, согласно РЛЭ, стрелка на этом приборе достигнет скорости подъема носовой стойки. Ага, ага. Одна беда: увлекшись борьбой с уходом с оси, вы потеряли указатель скорости из виду, и теперь ваши глаза отчаянно мечутся по приборной доске в поисках этого важнейшего прибора. Тем временем скорость подбирается уже к скорости отрыва. Наконец, вы находите прибор и понимаете, что давно пора взлетать. В панике вы тянете штурвал на себя. Хорошо, что ваш опытный инструктор уже зажал его руками, не давая вам вывести самолет на закритические углы. А то бы нехорошо могло получиться…
Далее следует целый каскад команд от инструктора. Во-первых, убрать крен. Во-вторых, выдерживать скорость в наборе такую-то. В третьих, «шасси убрать», если они убираются или «режим такой-то», если у вас самолет с винтом изменяемого шага. При этом скорость растет, все объекты на земле резко уменьшаются в размерах и это производит дополнительный обескураживающий эффект, к которому как ни готовься, все равно не готов. Таким образом, уже в первые секунды полета на высоте 50 метров курсант представляет из себя долдона, не способного пошевелить ни одним нужным рычагом, и что хуже этого, способного не глядя, в панике, пошевелить рычагом совершенно не нужным!
Возможно я описал ситуацию недостаточно убедительно, но это лишь от недостатка писательского таланта. Вы сможете сделать это лучше после вашего первого взлета. :)
Полезно знать о существующих границах работоспособности человека, могущих застать вас врасплох:
1. В полете все происходит стремительно и человеческих мозг не готов реагировать на всю эту стремительность, пока не научится предвидеть происходящее, т.е. «лететь впереди самолета».
2. В полете нет возможности остановиться и подумать, что дальше делать. Поэтому см. п.1.
3. С момента дачи взлетного режима, мозг курсанта непрерывно получает такое количество новой информации, что теряет способность ее обработки уже с 10 секунды полета.
Таким образом, не требуйте от себя слишком многого и не психуйте в полете из-за того, что ничего не успеваете и буквально все делаете невпопад. Но и не расслабляйтесь, боритесь изо всех сил, не давайте апатии овладеть вами, поскольку «все равно ничего не выходит». Это очень возможный эффект самозащиты от психической перегрузки и его нельзя допустить ни в коем случае. Если вы сдадитесь в этот момент, то потом вам будет очень стыдно. Признаюсь, что в первом-втором полете у меня от обиды на собственную тупость аж слезы на глаза наворачивались и было острое желание сдаться. Если такое случится с вами, включите всю вашу злость и упрямство, и эта дрянь понемногу отступит.
Надо сказать, что после взлета у вас будет небольшая передышка на прямой, когда вы полетите курсом, обратным посадочному. Ваша голова немножко передохнет и тут-то вас будет ждать еще больший напряг, связанный с подготовкой к посадке и самой посадкой. Опять же, не ждите, что вы, вооруженный теоретическими знаниями и опытом полетов на флайт-симуляторе, сможете в первом полете сами посадить самолет. Не сможете. И будьте уверены, что инструктор не ждет этого от вас. Пробуйте, делайте все возможное, но не корите себя потом, что вам за 4-5 попыток так и не удалось выполнить нормальную посадку. На вашем месте, я бы и на 50 попытку не особо рассчитывал.
Вообще, все, что нужно вынести из первого полета, это позитивный настрой и новые ощущения. Они потом сами разложатся у вас в голове по нужным полочкам, а пока просто радуйтесь, что несмотря ни на что, вы впервые в жизни подняли в воздух самолет, и минут 40 были настоящим пилотом. Это именно то, о чем вы так долго мечтали. Теперь у вас есть шанс всем сказать, что вы сделали первый, может быть самый важный шаг в летной карьере. Радуйтесь, пляшите, напейтесь, в конце концов. Только не самоедствуйте — не портите себе замечательный праздник встречи с настоящей мечтой.